Персонаж
Итак,
начнем курс уроков, посвященный портрету. В качестве портретируемого я
выбрал актера Хью Лори, более известного как Доктор Хаус, по
одноименному сериалу. Мой выбор определяется ясными чертами лица, что
значительно облегчает работу над портретом. Прежде
чем приступить к рисунку, давайте посвятим несколько минут подробному
изучению лица человека, которого собираемся изобразить. Мы должны
попытаться отыскать те определяющие черты, которые отличают этого
человека от любого другого. В данном случае задача не такая уж
сложная. Первое, что бросается в глаза, - пристальный взгляд, глаза,
немного выпуклые, и нависшие брови. Это и будет центром нашего
портрета, к которому мы должны будем отнестись с большим вниманием.
Другие черты лица, которые мы можем выделить, это удлиненный овал лица
с заметной мускулатурой челюсти, большое расстояние между носом и
верхней губой, слегка заметная линия верхней губы и выступающие мускулы
под нижней. Прояснив для себя эти детали, мы можем приступать к собственно рисованию. Материал Карандаш B Карандаш 3В Карандаш 6В Белый мелок (или карандаш) Палочка для растушевки (или палец) Мягкий ластик И конечно бумага, в моем случае это Canson Gris Franelle- 122 (Flannel grey) ПодготовкаПервое,
что я делаю - режу бумагу на две части, т.к. ее размер слишком большой.
Лист А3 – более или менее достаточно. От этих двух частей отрезаем еще
кусок, чтобы в конечном итоге получилось 2 куска размером примерно 32,5
х 45 см. Я рекомендую разместить лист бумаги практически вертикально, как это показано на этой фотографии. Теперь, когда все подготовлено, можно переходить к действию. Урок 0. Эскиз.От
качества эскиза зависит качество рисунка. А в случае портрета эскиз –
самое главное, т.к. на протяжении всей работы он нас «ведет», руководит
нашими действиями. Поэтому нужно подойти к нему со всей серьезностью и
не пожалеть времени на его выполнение, чтобы конечный результат нас
удовлетворил. По правилам, первое, что нужно сделать – провести линию,
которая обозначит линию глаз. Для нее мы используем карандаш В, которым
едва касаемся поверхности бумаги. Перпендикулярно ей проводим другую
линию, которая определяет линию носа и длину лица. Эти две линии мы
должны провести, согласуясь с оригиналом – фотографией. Повторюсь, что
эти две линии – необязательны, но они помогают нам ориентироваться.
Если не рисовать их, то нужно хотя бы мысленно представлять. Затем
приступаем к выполнению наброска тем же карандашом В, сильно не
нажимая, чтобы линии можно было стереть в случае необходимости и не
повреждать бумагу. Я всегда начинаю с левого глаза, который на самом
деле является правым, и тут мне помогает линия, о которой говорилось
раньше. На этом этапе важно знать основы рисунка, базовую теорию.
Проработав левый глаз, я перехожу к правому, затем – к остальным частям
лица. При выполнении эскиза необходимо почаще сверяться с оригиналом и
не отходить от него – проверять расстояния между частями лица,
пропорции, и т.д. Предпочтительно посвятить этому достаточно времени
прежде чем приступать к прокладке теней. К сожалению, у меня нет
подробных фотографий этого процесса, но конечный результат должен
выглядеть примерно так: Как
вы можете отметить, на этом начальном этапе работы сходство с
оригиналом почти нулевое. Закончив с эскизом, лучше всего сделать
небольшую передышку, чтобы затем свежим взглядом оценить работу и
исправить ошибки. Также может помочь способ перевернуть набросок и
посмотреть на него с изнанки на свет или поместить его перед зеркалом. Опять
же, я настаиваю на выполнении наброска, так как прекрасно знаю, как
хочется поскорей приступить к нанесению теней. Но если пропустить эту
фазу, или не придать ей должного внимания, результат не будет хорошим. Урок 1. Глаза.Начинаем
с наложения теней. Как в случае с эскизом, я всегда начинаю с глаз, так
как если они не удаются, не похожи на оригинал и не «смотрят», я не
продолжаю этот рисунок, а начинаю снова. Это очень важно, чтобы глаза
вышли хорошо, чтобы не были слишком большими в сравнении с лицом
(типичная ошибка у начинающих), чтобы имели блеск. Тут мы можем видеть набросок глаз: Как
можно заметить, мы не следуем типичной схеме глаза, как мы рисовали,
когда были маленькими, и кроме того, как это видно на рисунке, глаза не
одинаковы (то, что мы всегда должны иметь ввиду, т.к. мало кто имеет
два одинаковых глаза). Помимо этого, на что мы должны обратить
внимание, у актера глаза расположены не точно по центру. Тот глаз,
который является правым относительно зрителя, немного уходит вправо, и
это надо учитывать, выполняя рисунок. Иначе мы не достигнем сходства с
оригиналом и услышим типичную фразу «Хмм, вроде похоже…». Этап 1 Начнем
с левого глаза (я объясню для одного, но отлично сгодится и для
второго). Начнем рисовать глаз карандашом 3В, прорисуем зрачок,
оставляя место для блика, и проведем линию верхнего века. Этап 2.Прорисуем
радужную оболочку глаза, при этом не забывая о том, что верхняя часть
должна быть темнее за счет падающей тени от верхнего века. Обозначим
тени белка глаза, чтобы он приобрел объем, и приступаем к более темным
теням вокруг глаза, соотносящимся со складками века, ресницами и
морщинками у краешка глаза. Этап 3. Затем
определим границы нижнего века посредством линии ресничек и начнем
мягко затенять веко. Чтобы достичь мягкого эффекта, пальцем или
палочкой растушуем тени. Мы не должны излишне беспокоиться насчет
яркости теней, поскольку на любом этапе работы мы сможем оценить, нужна
ли более насыщенная тень или нет. Этап 4.На
этом этапе мы сделаем глаз живым. Для этого добавим блики на веко,
используя белый мелок, на глазное яблоко, чтобы имитировать слизистую
глаза и штрихами нижнее веко. Как можно заметить, изображение начинает
становиться все более реалистичным. Этап 5. Все
то же самое проделываем с правым глазом, чтобы персонаж приобрел
взгляд. Если все шло хорошо, в результате мы должны получить нечто
вроде этого: Урок 2: Нос и лоб.Мы
закончили с глазами, теперь наступила очередь носа, сравнительно
несложного элемента. Самые частотные ошибки, которые могут возникнуть
при рисовании носа, - это изображение его слишком длинным, слишком
узким и даже слишком прямым, так как у большинства людей нос все-таки
слегка изогнут. И этот аспект мы должны учитывать при выполнении
портрета. Начинаем обозначать первые тени носа Хауса, начиная с
крыльев носа. Для этого используем карандаш 3В, делая больший нажим в
зонах более жесткой тени. Очень
важно обратить внимание на форму крыльев носа и на его ширину, которая
в норме должна совпадать с расстоянием между глазами. После
нанесения теней, переходим к прорисовке легких бликов по всей длине
носа и особенно на кончике, что придает носу объем и реалистичность,
ощущение выпуклости. Также, как вы можете наблюдать, я нанес тень, падающую от носа на верхнюю губу, чтобы усилить эффект трехмерного изображения. Обычно
вслед за носом я начинаю работу над ртом, но в данном случае мне
кажется целесообразным продолжить работать над верхней частью лица,
чтобы придать изображению цельность, и приступить ко лбу. Начинаю
слегка намечать морщины лба мягкими, плавными линиями, не нажимая
сильно, так, чтобы в итоге получились морщины, а не прорезанные
борозды... Также придаю объем вискам посредством наложения теней. Затем
начинаю наносить самые светлые участки лба, делая это очень мягко и
всегда имея в виду направление света. В данном случае свет падает
сверху. Блики морщин должны быть под тенями, производя удачный эффект
объема.
Урок 3: Челюсть и рот.Теперь,
когда глаза и нос уже готовы, переходим к нижней части лица, - к рту и
челюсти. Работа с этой частью – настоящая морока, т.к. может случиться,
что выражение лица будет потеряно. Самое важное, учитывать размер рта,
полноту губ и особенно – мимику губ. Дело еще более осложняется в
том случае, если рот приоткрыт и видны зубы – их можно изобразить
неверно или расставить на них ненужный акцент, но перейдем к делу, а
именно к лицу Хауса. Я начинаю с легкого обозначения теней карандашом 3В – формы скул, затем перехожу ко рту. Затем начинаю определять линию рта и уголков рта, точно следуя оригиналу. Продолжаю прорисовывать верхнюю губу, которая по правилам должна быть более затемнена в сравнении с нижней. Здесь
нужно учесть, что в данном случае, верхняя губа Хауса очень тонкая и
еле заметна. Закончив с верхней, перехожу к нижней губе, определяя тени
и маленькие морщинки на нижней губе, которые выделяются больше при
прокладке освещенных участков. На
этот момент мы не можем видеть рта в его полноте, поскольку у
портретируемого есть борода, и пока мы не прорисуем ее, мы не достигнем
должного целостного впечатления. Прокладываем свет, умеренно и не
перебарщивая. Рот, более или менее обозначен, мы еще вернемся к нему в процессе работы, на данный момент он будет служить нам точкой отсчета. Начинаем
работу над бородой. Сначала в общих чертах наносим тени, затем
прорисовываем волоски, чтобы достичь реалистичности изображения. Я
затемняю зону усов. При этом я учитываю, что это не столько борода,
сколько отросшая щетина, поэтому она не покрывает лицо целиком и
повторяет формы и складки лица. Продолжаем затемнять зоны под нижней губой и мускулатуру вокруг рта. Как
видно, начинает проявляться форма. Здесь не нужно паниковать, если
поначалу работа покажется сложной и нудной, постепенно желаемый
результат будет достигнут. Как вы можете видеть на фотографии, я придал значение волоскам в проработке усов, чтобы выявить их форму. Общий вид лица. Продолжаю
наносить тени на бороду и оставшуюся часть челюсти, стараясь не
затемнять слишком сильно, чтобы борода не казалась оооочень густой. Ну
и теперь самая приятная часть. Теперь мы должны увидеть, удалось ли нам
достичь эффекта реалистичности. Самым мягким карандашом, например, 6В,
прорисовываем волоски в бороде, особенно в наименее освещенных зонах.
Ластиком делаем пустоты в теневых зонах и белым мелком наносим волоски,
которые будут имитировать седину. Чтобы достичь тонкой линии,
рекомендую заточить мелок. Если все было выполнено правильно, результат будет похож на этот: Урок 4: ВолосыНу
вот мы и добрались практически до конца курса. В нем мы изучим, как
нарисовать волосы Хаусу, а затем останется последний урок, посвященный
шее и одежде. Изображение волос всегда было сложной темой. Я из тех,
кто не старается добиться в портрете натуралистичности при изображении
волос, а делаю акцент на лице. В случае с Хаусом сложность удваивается, поскольку, как вы можете заметить, его волосы в беспорядке, что усложняет задачу. Начинаем затемнять височные области, чтобы создать контраст с лицом. Следующим
шагом будет проработка левого уха и волос, прикрывающих его. В этом
случае, сложность заключается в том, что ушная раковина почти не видна. Продолжаю
закрашивать самые темные зоны волос, избегая при этом, насколько это
возможно, прямых штрихов, или не сделать ошибку, свойственную новичкам,
- прорисовывать волос за волосом, что будет выглядеть в итоге фальшиво.
Лучше всего изображать волосы как единую массу, определяя светлые и
затемненные участки, и только затем, в единичных местах, изобразить
отдельные выбивающиеся волоски, чтобы имитировать волосы как единое
целое. И
вот тут наступает самый приятный момент: вооружившись самым мягким
карандашом и белым мелком, мы начинаем прорисовывать пряди, выявляя
свет и тень, при этом пытаясь не смешивать их. Продолжаем выполнять эти действия, пока не будут выполнены все волосы. И
последнее, заканчиваем работу над правым ухом, следуя той же схеме
света и тени. И вот, голова Хауса готова… теперь нам остается только
закончить шею, часть плеч, и на этом портрет будет готов, но это в
следующем уроке. Урок 5: Одежда и шея.Ну
вот мы и подошли к концу первого курса портретного рисунка. Прошу
прощения за плохое качество фотографий, они были сделаны при
искусственном освещении и потому приобрели престранный цвет и блики. Закончив
работу над лицом, мы не должны пренебрегать деталями, и должны
выполнить оставшуюся работу в таком же качестве. На фотографии Хауса
практически не видны плечи и шея, поэтому я решил дорисовать их,
прибегая к собственной фантазии. При этом я исхожу из фотографии, а
дальше дорисовываю одежду так, какой она должна была бы быть: футболка,
расстегнутая рубашка, жакет или пиджак. Сделав
набросок одежды, перехожу к наложению теней на шею. Я решил затемнить
ее достаточно сильно, поскольку свет падает сверху прямо на лицо. Как вы можете заметить на фотографии, кроме прокладки тени я имитировал волоски бороды на шее. Затем
я перехожу к футболке, которой придаю первую тень и свет посредством
ластика, а также прорисовываю детали – воротник и швы. Теперь
очередь рубашки. Чтобы избежать сливания серых цветов рубашки и
футболки, я решил добавить рубашке белые полосы. Как вы можете
отметить, тени рубашки достаточно мягкие в сравнении с тенями,
падающими от рубашки на футболку – где я сделал гораздо большее
затемнение согласно тени шеи. Теперь
подходит очередь пиджака, на котором я не буду слишком сильно
останавливаться. Я придаю ему достаточно темный цвет, прокладываю свет
посредством ластика, затем тени самым мягким карандашом. Очень важно
оставить борта пиджака незаконченными, неправильной формы, чтобы не
возникло ощущения, будто бы он обрезан. Закончив с левой стороной,
проделываем то же самое с правой. Если все получилось отлично, остается
только расписаться и считать Хауса законченным.
Это мой конечный результат. На
этом Первый курс портретного рисунка заканчивается. Надеюсь, что вам
понравилось. Я старался объяснять как можно лучше, но оказалось сложно
передать словами то, что делаешь практически интуитивно. Надеюсь, вы
простите мне возможные ошибки и что курс поможет вам улучшить ваши
навыки в области рисования портрета. Оригинал тут
|