Постановка
Эротическая фотография по своей сути почти всегда является постановочным снимком. Снимок как запечатленное сиюминутное зависит от многих случайных моментов, которые зачастую не имеют ничего общего с преследуемой целью воздействия снимка и даже могут его испортить. Это связано с тем, что как правило в моментальном снимке преобладают конкретные и документальные компоненты. Важным является тот факт, что уже только общечеловеческий такт не позволяет производить моментальные снимки обнаженного человека, если он этого не осознает.
Часто встречается мнение, что постановка эротической фотографии в основном заключается в том, чтобы побудить модель к наиболее противоестественным позам и телодвижениям. Но это, естественно, не является постановкой, а лишь претендует на это название. Постановка в эротической фотографии означает гораздо больше, чем указание модели принять ту или иную позу. Она практически начинается уже с поиска подходящей модели и первого разговора фотографа с лицом, рассматриваемым в качестве модели.
Возникает вопрос, где искать тех, кто по крайней мере внешне подходит к участию в эротических съемках. Самый простой совет - искать там, где людей можно обычным образом видеть почти или полностью раздетыми, то есть при занятии спортом, в бассейне или на пляже. Это по крайней мере не вызовет обоюдного разочарования, которое может возникнуть, когда для участие в съемках приглашается лицо, которого фотограф не видел обнаженным. Хорошая модель в повседневной жизни не должна обязательно выглядеть необычайно красивой. Часто за простой не выделяющейся одеждой скрывается почти абсолютно гармоничное тело, в то время как изысканный внешний вид отлично маскирует различные телесные недостатки. Естественно, эти наблюдения нельзя толковать как догму.
Если возникает желание пригласить кого-либо в качестве эротической модели, фотографу следует на основании нескольких хороших фотографий объяснить свои намерения и пояснить, будут ли эти фото использованы в учебных целях или для публикации. Сразу же обсуждаются правовые вопросы и вопросы гонорара. Когда фотограф предъявляет модели свои фотографии, он дает ей уверенность, что она не имеет дело с шарлатаном или спекулянтом. Точные разъяснения своих представлений о фотографии уже в этот момент предотвратит от недоразумений. Кроме того полезно с самого начала приобщить модель к созданию фотографий . Ни в каком другом жанре успех не зависит так сильно от модели как в эротической фотографии. Если модель не обладает четким личным воздействием, то и самый лучший фотограф ничего не сможет наколдовать.
Согласие на эротическую съемку предполагает у обоих партнеров высокую меру доверия. Речь не может идти о найме рабочей силы. Ни одна женщина не станет моделью для того фотографа, к которому она не испытывает доверие и симпатию. Этого не будет делать и профессиональная модель. Этот факт можно оценить положительно как выражение общественного положения женщины.
Успех фотографа значительно зависит от того, удается ли ему в дискуссии с моделью пробудить ее интерес к формированию собственного представления о данном снимке и правильно ли он подходит к образу мышления данного человека. Модель откроет свое сердце только тому фотографу, у которого достаточно такта, чтобы абсолютно не замечать факт обнаженности своей модели, для которого речь идет о повседневной ситуации. Часто полезно работать с неярким светом, предоставляя время для адаптации к искусственному освещению. Силуэтные съемки на белом фоне помогают привыкнуть и втянуться в работу. Скованных людей может приободрить то, что у них есть чувство хорошо выполняемого дела. Дело фотографа разумной похвалой создать атмосферу уверенности.
Любой практик был свидетелем того, что пассивные модели, обладающие даже очень хорошими внешними данными, неспособны внести вклад в создание снимка. Иногда, правда, кажущийся таким пассивным человек начинает внезапно проявлять интерес после того, как увидел свои первые снимки.
Несомненно, каждый мастер эротического фото по своему подходит к своей задаче. В зависимости от личного склада мышления, темперамента, а также от меры опыта работы с данной моделью может существовать продуманная идея, устоявшаяся концепция, иногда даже в форме предварительного наброска. Основным условием становится интуитивная уверенность во владении техникой.
Для сеанса эротических съемок требуется время. Модели, не имеющие достаточного опыта, совершают ошибку, снимая узкую одежду или одежду со шнуровкой за недостаточно продолжительное время перед съемкой. На фотографии покрасневшие пятна и полосы дают намек на отсутствующую одежду. Модель выглядит не обнаженной, а раздетой, а это огромная разница. Впрочем, неопытные фотографы часто не замечают эти неприятные мелочи. Неблагоприятны контрастные полосы на коже от купальника. Скромные полоски от купальника на теле подходящей модели могут при случае выглядеть даже привлекательно и повышать эротическое воздействие, но слишком резко выделяющиеся светлые участки кожи модель должна подгримировать тональным кремом. Шрамы и дефекты кожи также лучше загримировать, так как их очень трудно ретушировать и это почти никогда не дает положительного результата. Частая ошибка неопытных фотографов в том, что они не учитывают переход от макияжа лица к телу, поэтому контраст краски или грима на шее бросается в глаза. Макияж в эротической фотографии может считаться удачным только, если он совсем не воспринимается как таковой. Лишний грим и слишком сложные прически делают фото скорее сомнительным. Подчас мешает заметный волосяной покров, обычно в подмышечных впадинах. Проблемой могут стать и ногти на ногах, покрытые темным лаком.
Танцевальные движения часто помогают расслабиться. Природное неосознанное кокетство подкрепляет намерение, а с движением плечей и рук придет расслабленность всего тела.
Следующее вспомогательное средство это музыка. Многим моделям нравится работать под музыку, она способствует вниманию и непринужденности одновременно. Музыка, которая нравится данной модели, делает ее движения более расслабленными и грациозными, углубляет ее выразительность и личное спонтанное обаяние.
Важный момент постановки состоит в том, чтобы распознать тип модели, сохранить его в снимке и повысить его качества. Хорошая модель сама найдет те нюансы, которые наиболее подходят ее телу.
Важно не экономить пленку. Быстрая подвижная работа дает модели чувство, что она хороший партнер. Часто от новой модели можно услышать, что никогда раньше она не представляла себе, насколько физически и морально тяжелы эротические съемки.
Каждая модель хочет найти на снимке подтверждение своей собственной позиции. Та мысль, что модель нельзя разочаровывать, является причиной тщательного ведения постановки. Даже такие относительные пустяки как неблагоприятное освещение, неподходящая перспектива, поза, невыгодный угол зрения, обрез снимка, могут поставить все под вопрос. Если, как было установлено в начале, эротическая фотография является постановочным снимком по своему существу, то неудачные снимки являются ничем другим как результатом постановочных ошибок.
Цвет
Во всей сфере фотографии в последние годы сильно выросло значение цветной съемки. Черно- белая же становится узко профессиональной областью.
Естественно, цвет делает фотографии более правдоподобной и конкретной. Но одно только это не было бы выигрышем для актовой фотографии. Как раз абстракция. Которая является результатом перенесения естественных красок природы в серую гамму тонов черно-белого изображения, а вместе с ней и устранение слишком натуралистичных представлений, сталкиваются с предполагаемым в изображении акта высказыванием. Употребленный необдуманно цвет, означал бы таким образом шаг назад. Где же скрыты возможности применения цвета в фотографии обнаженного тела?
Важно обратить внимание на тот факт, что цветная фотография и пестрая фотография не одно и то же. Во всех сферах применения цветной фотографии имеет место ограничение числа цветов на одном снимке. Пестрота означает случайное и беспорядочное сосуществование самых различных цветов и тонов, что не приносит пользы художественной фотографии. Но при соответствующем содержании изображения и для конкретной модели может быть осознанно скомпоновано определенные интенсивные цветовые сочетания. Практика показывает, что изображения, построенные в цветовом оформлении на эффекте контраста дополнительных цветов, производят на зрителя более активное, свежее и живое впечатление, чем те, которые тон в тон выдержанны в родственных цветовых тонах. Последние скорее излучают покой и задумчивость, иногда меланхолию. Умелое цветовое оформление позволяет даже выразить в изображение романтизм, лиричность, не соскальзывая в безвкусицу.
Передача цветом оттенков кожи имеет большую, чем чисто документальную, выразительную функцию. Цвет кожи почти никогда не является единственной краской на снимке. Другие цвета могут его поддерживать, подчеркивать или ослаблять. Удастся ли осуществить возможное или предполагаемое высказывание, это зависит от того, как удается фотографу поставить цвет кожи в правильное соотношение к цветам окружения, фона и аксессуаров. Сверхправдоподобная передача усиливает впечатление материальности.
Основное средство изображения в цветной фотографии это контраст цветов. Его нельзя дать логично в черно-белой фотографии, где единственная возможность инсценировать пространство в плоском изображении дается через световой контраст.
Об образном воздействии различных цветов в фотографии можно судить по четырем шкалам:
- Шкала теплых цветов ( от красного к фиолетовому) имеет решающее значение для цветовой пластики, для иллюзии пространства. Теплые цвета сильнее притягивают взгляд зрителя и тем самым заставляют отступить более холодные тона на задний план. Так красный и оранжевый цвета идеальны для переднего плана, желтый и зеленый - для среднего, а голубой - для заднего. Из этого получилось бы совершенное в отношении цветов эшелонирование в глубину. Практика фотографии доказывает убеждающее пространственное впечатление от такого и производного от него расположения цветов.
- Шкала яркости имеет значение для формирования эффекта объемности за счет ступенчатого перехода от светлого к более светлому или от темного к более темному для одного цвета в пределах одного тона.
- Шкала чистоты - цветовой тон при постоянной яркости меняет степень своей чистоты в зависимости от того, больше или меньше он смешивается с серым цветом. Одну крайнюю точку этой шкалы образует данный цвет в наивысшей чистоте, другую - всегда серый цвет. Использование цветовых тонов этой шкалы также играет роль для создания пространственности и пластики в изображении.
- Смешанная шкала функционирует за счет возможности цвета при неизменной яркости и при том же содержании серого цвета приближаться к своим соседям по цветовому кругу. Для этой шкалы характерны больше психологические аспекты восприятия. Зеленый, например, всегда воздействует теплее и приветливее, когда содержит больше желтых примесей, или холоднее и даже неприятно, когда он больше приближается к голубому.
Конечно, в практике эти шкалы не применяются изолированно и постоянно проникают друг в друга. Этот комплекс композиции цветного изображения принято называть синхронным контрастом. Он зависит не только от значений цветов, но и от соотношения величин цветовых поверхностей, и часто использует оптические обманы, как, например, красная поверхность придает нейтрально серому фону зеленоватое мерцание и наоборот. Это означает для фотографа-практика то, что модель с бледной кожей нужно изображать в контрасте с бледными, смешанными, холодными цветовыми тонами, если ваша задача показать кожу модели теплой. Смягчить же вид слишком загорелой кожи можно через сочетание родственных красных тонов в самой большой чистоте.
Для синхронного контраста также важен тип модели. Для светловолосой модели не подходят слишком интенсивные теплые цветовые тона в окружении и фоне. Светлые волосы производят впечатление более воздушных и ярких, когда они выделяются на фоне нежных пастельных цветов несколько более холодных оттенков. С темноволосой или загорелой моделью можно сочетать фон в более сильных цветовых тонах.
Также помада пастельного прохладного цвета делает лица теплее и свежее, резкий красный цвет на губах делает тон лица более бледным, что следует учитывать при съемке крупным планом.
Конец.
Клаус Фишер
|