Дмитрий Катков
Предлагаю вашему вниманию одну из глав моей будущей книги о фотосъемке пейзажа.
Не ошибусь, если скажу, что увлеченный пейзажист-любитель прикладывает уйму усилий, чтобы добиться абсолютного качества своих фотографий и достичь уровня профессионалов. Отказывая себе в еде, он, наконец, покупает тяжеленную зеркальную фотокамеру с арсеналом объективов, не дающих искажений, забивает холодильник профессиональными пленками с безупречной цветопередачей и тратит половину своей творческой жизни на поиск фотолаборатории с наилучшим качеством печати. Покорив, наконец, Олимп качества, наш фотолюбитель курит пять минут в сторонке, выбрасывает все нажитое, а взамен приобретает за бешеные деньги совершенно нерезкий софт-объектив либо вообще заглушку с проколотой булавкой дыркой и мобильный телефон со встроенной в него одномегапиксельной фотокамерой. С этого момента и начинается настоящее творчество. Короче говоря, в этой главе мы поговорим об ультрафиолетовой фотосъемке – занятии для самых радикальных пейзажистов.
Начнем с теории Глаз человека способен видеть только видимое излучение, поэтому оно так и называется. Однако в мире вокруг нас есть и другие излучения, основным источником которых является солнце. Давайте вместе с вами посмотрим на ближайших соседей видимого диапазона спектра электромагнитного излучения. Как видите, справа от видимого диапазона находится область инфракрасного (ИК) излучения, фотографировать в котором мы с вами уже умеем. По другую сторону от видимого участка спектра расположена ультрафиолетовая (УФ) область. Несмотря на то что она простирается вплоть до рентгеновского диапазона, нам не удастся сфотографировать обнаженную натуру на улице, не сняв с нее одежды, даже и не надейтесь. Но, оказывается, в природе кроме обнаженной натуры существует еще много чего пока не познанного и интересного, и раскрыть эти тайны нам как раз и поможет съемка в ультрафиолетовом диапазоне. Прежде всего, ультрафиолетовая фотосъемка используется в научных целях. Во-первых, птицы и некоторые насекомые, например пчелы, используют именно ультрафиолетовое зрение для поиска еды и своего суженого. В статье, опубликованной журналом Science News, объясняется, почему птицы не выкидывают из своих гнезд яйца кукушек, которые по окраске совсем не похожи на свои. Оказывается, что кукушка подкладывает яйца именно в те гнезда, в которых отложенные яйца «ультрафиолетово» выглядят идентично кукушкиным. Для птиц именно это обстоятельство важнее, чем разглядывать свои яйца в обычном, видимом, диапазоне. Во-вторых, растения в ультрафиолете выглядят совсем не так, как их видит глаз человека. Многие цветы пользуются своей исключительностью именно в ультрафиолетовом диапазоне, выделяясь на фоне травы. Самым волшебным образом начинают проявляться какие-то рисунки, узоры на лепестках тех цветов, которые при просмотре невооруженным глазом ничего особенного из себя не представляют. Кроме этого, цветы начинают светиться в ультрафиолете как самые заправские банкноты, привлекая внимание опыляющих их насекомых (фото 1). Я думаю, что все сказанное звучит уже достаточно интригующе! Наконец, фотосъемка в комбинированном ультрафиолетово-инфракрасном диапазоне позволяет нам получить пейзажи в совершенно необычных, полностью «аморальных» цветах, к примеру, с фиолетовым небом и красными деревьями. Но и это еще не все! Из-за того, что нам приходится заменять изображения невидимого диапазона какими-то цветовыми эквивалентами, называемыми «условными цветами», мы можем сделать это миллионами разных способов, используя любые цветовые схемы! Хотите синюю траву и красное небо? Получите! Желтое небо и красную траву? Нет ничего проще. Вот уж где простор для настоящего фототворчества! А зритель все стерпит, ведь наш зритель видел и не такое.
Об используемой фототехнике
Фильтр Фотографировать в УФ-диапазоне можно как на пленочную, так и на цифровую фотокамеру. Но, независимо от того, чем мы снимаем, нам понадобится специальный фильтр, пропускающий ультрафиолет и одновременно задерживающий видимое излучение. В отличие от широко распространенного фильтра UV, раздобыть необходимый нам фильтр не очень-то и простая задача! Однако она решаема. Но давайте обо всем по порядку. Прежде всего, скажу, что некоторые фирмы, выпускающие светофильтры для фотографических нужд, производят и нужные нам (т.е. пропускающие ультрафиолет) фильтры. Они делаются из почти непрозрачного стекла фиолетового цвета. Кроме перечисленных светофильтров, так или иначе прикрепляющихся к объективу фотокамеры, также выпускается и специальное оптическое стекло для каких-то других промышленных нужд, но пригодное и для наших целей. При тех же спектральных характеристиках единственным отличием оптического стекла от светофильтра является отсутствие приспособления для крепления его к объективу, которое нам придется делать самим. Номенклатура такого стекла приведена в табл. 3, а пример самодельного крепления показан на фото 2. Несмотря на видимое разнообразие фильтров и стекла, представленных в таблицах, к счастью, вам не придется испытывать муки выбора. Дело в том, что раздобыть хотя бы один из таких фильтров, выпускающихся редко и в очень ограниченных партиях, не так-то просто. Однако дорогу осилит идущий, так что желаю вам проявить упорство. Поищите эти фильтры в Интернете где-нибудь, да и найдете. Кроме интернет-магазинов, торгующих светофильтрами, особого внимания заслуживают заводы, производящие оптическое стекло (optical glass). Свои фильтры Schott UG-1 я как раз и покупал на сайте такого производителя, Esco Products, Optical Components, там они стоят по 29$, при минимальной сумме заказа 50$. Правда, доставка из Нью-Джерси до Москвы обойдется вам еще в 130$, так что, может быть, стоит начать поиск отечественных фильтров УФС 6 и 8, по крайней мере, хоть на доставке сэкономите. При выборе диапазона пропускания рекомендую не увлекаться экзотикой и остановить свой выбор на фильтрах со стандартной границей пропускания в около 360 нм, поскольку для наших опытов этого более чем достаточно. Что еще можно сказать про эти фильтры? Они имеют очень интересную кривую пропускания, напоминающую двугорбого верблюда (см. график). Поэтому такое стекло пропускает не только ультрафиолет, но и часть инфракрасного излучения, задерживая только видимую часть спектра. Для пленочников это обстоятельство не играет никакой роли, поскольку обычная фотопленка, которую мы будем использовать в своих опытах, почти равнодушна к ИК-диапазону. А вот цифровикам с их матрицей, более восприимчивой к инфракрасному излучению, это обстоятельство даже играет на руку, поскольку позволяет получать не монохромные снимки, а инфракрасно-ультрафиолетовые пейзажи в оттенках пар условных цветов. Но об этом мы поговорим отдельно.
Что делать, если фильтра нет? Наконец, дам совет тем фотографам, которым очень хочется поснимать в ультрафиолете, а фильтр достать не удалось. С пейзажами ничего не получится, а вот сфотографировать какой-нибудь цветочек в ультрафиолете можно, осветив его в полной темноте ультрафиолетовым фонариком (их встраивают в ручки с ультрафиолетовыми чернилами) либо ультрафиолетовой лампой. Такие лампы используются в медицине для дезинфекции помещений и лечения кожных заболеваний, в детекторах подлинности валюты и в некоторых моделях кухонных воздухоочистителей.
Фотопленка Обычная пленка, в отличие от матрицы, не воспринимает ИК, зато она может регистрировать ультрафиолет всех трех диапазонов. Поговорим вкратце о том, какую пленку нам лучше использовать в наших опытах. Черно-белая негативная пленка воспринимает ультрафиолет лучше всех (фото 4). К примеру, кривые спектральной чувствительности пленок Kodak Prof T-Max 100 и Fuji Neopan 400 доходят чуть ли не до рентгеновского диапазона. Однако черно-белые пленки, обрабатываемые по цветному процессу C-41, такие, как пленка Kodak Black White, совершенно равнодушны к ультрафиолету, поскольку их чувствительность завершается на 380 нм. Так что не ошибитесь, выбирая черно-белую пленку для своих опытов. Отдельно стоит сказать про черно-белую инфракрасную пленку Kodak High Speed Infrared (HSI и HIE), имеющую спектральную кривую, достойную нашего уважения. Чтобы не мучить вас очередным графиком, скажу, что эта кривая очень напоминает кривую пропускания наших светофильтров, приведенную чуть ранее. Говоря другими словами, эта пленка восприимчива не только к ИК, но и к УФ-диапазону, причем к ультрафиолету она восприимчивее почти в 3 раза больше, чем к ИК. Применяя вместо рекомендуемого инфракрасного один из перечисленных выше светофильтров (для полного «обрезания» видимого диапазона), можно получить черно-белые фотоснимки в смешанном УФ ИК диапазоне! Цветная негативная пленка хорошо воспринимает ближний и средний УФ-диапазоны. Например, любительские Kodak Gold 100 и Fujicolor Superia 100 «видят» до 300 нм (фото 5), а Fujicolor Superia X-Tra с чувствительностью 800 ISO– аж до 250 нм! Как видите, чем больше чувствительность пленки, тем восприимчивее она к ультрафиолету. Наконец, цветная обратимая пленка совершенно не подходит для ультрафиолетовой фотосъемки. Кривая ее спектральной чувствительности заканчивается уже на уровне 370 – 380 нм, то есть эта пленка совершенно слепа к ультрафиолету.
Объектив Всем известно, что, сидя за закрытым окном, особо не загоришь. Ультрафиолет полностью задерживается обычным силикатным стеклом на уровне примерно 340 нм (и на 50% на уровне 360 нм), и поэтому излучение диапазона УФ-В, «отвечающего» за загар, не попадает на нашу кожу. Возникает справедливый вопрос: а как с ультрафиолетом дружат стекла объектива, которых в любом объективе гораздо больше, чем в обычном окне, и они гораздо толще? Будет ли объектив пропускать ультрафиолет на светочувствительный слой или станет непреодолимой преградой на его пути? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, но давайте, не торопясь, разберемся с тем, что мы имеем. Начнем с того, что вспомним о существовании самых обычных и всем доступных ультрафиолетовых светофильтров UV. Задерживая ультрафиолет на границе где-то 360–400 нм, они защищают наши снимки от вредного влияния УФ-излучения на цвет изображения. Отсюда следует, что объектив без такого светофильтра все-таки способен пропустить ультрафиолет, и это вселяет надежды на дальнейшее продолжение наших с вами опытов. Однако светоприемный слой может зарегистрировать далеко не весь ультрафиолет. Если обычная фотопленка восприимчива к ультрафиолету всех трех диапазонов, то матрица уже более «разборчива в еде» и дальше ближнего диапазона ничего не видит. Пределом восприимчивости матриц сегодняшних цифровых фотоаппаратов является примерно 330 нм. Поэтому цифровики могут не волноваться насчет объектива, задерживающего то, чего матрице и даром не нужно. В качестве результатов эксперимента, доказывающего это положение, я привожу снимки букетика цветов (фото 3). Глядя на них, можно сделать вывод, что наличие стекла в объективе не влияет на ультрафиолетовую картину, даваемую матрицей фотокамеры Nikon D70. Полагаю, что примерно так же дело обстоит и с цифровыми камерами других производителей. С пленочной фотографией дело обстоит сложнее. Обычный просветленный объектив с клееными элементами, выполненный из стекла, близкого по спектральным характеристикам к кроновому оптическому стеклу К-8, задерживает ультрафиолет среднего и дальнего диапазонов. При этом само кроновое стекло, непросветленное и несклееное, способно пропустить УФ до 280 – 295 нм. А пленка, как мы знаем, способна воспринять еще больше. Поэтому пленочным фотографам я посоветовал бы использовать, по возможности, объективы с малым количеством линз (например, незумируемые) и не содержащие клееных линз. Следует также помнить, что полимерная просветляющая пленка, нанесенная на линзы объектива, тоже принимает участие в поглощении ультрафиолета, поэтому для наших опытов лучше подойдут непросветленные линзы (но ни в коем случае не пластмассовые!). Кроме этого, не стоит сбрасывать со счетов уже упомянутый мною пинхол. Примеры съемки на черно-белую пленку через объектив и пинхол приведены на фото 4. Говоря про объективы далее, хочется отдать должное выдающемуся энтузиасту съемки в невидимом диапазоне норвежскому профессиональному фотографу Бъорну Рорслетту (Bjorn Rorslett). Тяга этого неугомонного фотографа к прекрасному не может не поражать умы даже самых «отмороженных» пейзажистов, видавших и не такие виды. В одной из своих статей он делится опытом, как абразивным порошком стирать слои просветляющего покрытия с объектива. Другой рекомендацией этого автора, съевшего на ультрафиолетовой съемке не одну собаку, является использование объективов от фотоувеличителя и особенно выломанных то ли из факса, то ли из ксерокса. Попробуйте разломать ксерокс, и я думаю, что результат приятно поразит не только вас, но и ваших близких (а особенно коллег в офисе). Наконец, если у вас нет ни факса, ни ксерокса, то можно приобрести специальный объектив с кварцевыми линзами для съемки в диапазоне до 250 нм. Кроме объектива 105/4.5 UV Nikkor для фотокамер Nikon существует более дешевый вариант, выпускающийся фирмой Coastal Optical Systems, Inc. Стоит он каких-то 4495$ плюс стоимость доставки. Доставка со склада в течение 8 – 10 недель, и, как мне сообщили с фирмы в мае 2005 года, на складе они еще есть. Так что не упускайте этой редкой возможности. Так что, если не прилагать неадекватных усилий, то пленочникам тоже остается снимать лишь в ближнем ультрафиолетовом диапазоне. Как показывает практика, пейзажи при этом получаются монохромными, в скучнейших синих тонах, а вот цветы довольно хорошо проявляют свои ультрафиолетовые качества. Посмотрите пример пленочной ультрафиолетовой фотографии одуванчиков на фото 5.
|