И в обычных домашних условиях можно сравнительно простыми средствами добиться достаточно интересных результатов, если учесть некоторые специфические особенности портретной съемки.
Использование вместо мощных осветителей малых источников света как бы освобождает фотографируемого от скованности, тем самым значительно облегчает выполнение поставленных задач, открывает новые возможности для светового решения портрета.
Известно, что короткие выдержки при съемке портрета, равные 1/100-1/200 с, не всегда дают наиболее "похожие" изображения лица. Также обычно не дают хороших результатов и длинные выдержки, при которых выражения лиц на портретах получаются напряженными. Наиболее выгодными скоростями затвора при съемке портрета следует считать от 1/8 до 1/25 с.
При съемке очень важно, чтобы человек, которого фотографируют, чувствовал себя спокойно, свободно. Поэтому никогда не приступайте к съемке, пока снимающийся не привыкнет к обстановке, к фотографу, к свету и камере. Для этого нужно занять какое-то время расстановкой аппаратуры, поделиться с человеком планами съемки. Потом включить свет, чтобы к нему привыкли. И только после того, как найден творческий контакт с портретируемым, можно начать работу над поиском светового решения и момента съемки.
Съемку надо вести без какой-либо команды, иногда лишь разговором с человеком можно помочь вызвать то или иное выражение лица (улыбку, смех, сосредоточенность и т. п.).
С помощью света при съемке портрета можно подчеркнуть или сгладить морщины и складки лица и рук, расширить или сузить линию носа; осветить глаза так, чтобы они показались большими, блестящими или погасшими.
Мужское лицо освещают контрастнее, женское - мягче.
При съемке полные людей применяют два источника света: один устанавливают сбоку, ближе к модели, освещая одну из сторон лица, а другой - для подсветки теневой стороны - спереди и сбоку. Расстояние от последнего регулируют так, чтобы на теневой стороне лица сохранились линии и полутона и чтобы теневая сторона не слишком контрастировала с освещенной. Надо следить и за тем, чтобы чувствовалось основное направление света и не было двойных теней.
Для съемок полного, с широким овалом лица пользуются передне-боковым светом, образуемая им на лице сильная и глубокая тень меньше подчеркивает полноту.
Лицо с резкими чертами допускает большие контрасты при освещении, а нежные черты и формы выигрывают от более мягкого света.
Если источник света поставить перед фотографируемым на уровне его головы, то лицо с узким овалом покажется более широким.
Устанавливая источник света, не упускайте из виду и освещенность глаз, чтобы они не оказались в тени от надбровных дуг.
Источник света, находящийся сбоку и немного сзади от человека, сидящего лицом к камере, с помощью тени углубит складки, подчеркнет морщины, образует на носу световое пятно. Исправить эти недостатки можно с помощью ретуши.
Совершенно светлый фон при портретной съемке можно получить, если отдельно осветить белый фон яркой электролампой. При этом надо следить, чтобы прямые лучи не попали в объектив камеры.
Веснушки при портретной съемке можно смягчить или полностью устранить, фотографируя на пленке "Фото" со средним желтым Ж-2х или желто-зеленым ЖЗ-2х светофильтром.
При съемке портрета с желтыми и тем более оранжевыми светофильтрами кожа лица высветляется, губы обесцвечиваются, на ярком солнце сильно уплотняются тени на лице. Поэтому лучше при съемке портрета их не использовать.
Бывают случаи, когда нужно подчеркнуть загар на теле человека. Тогда можно работать с голубыми или синими фильтрами.
|