Макросъемка природы Что надо знать начинающему «макрушнику»
Макросъемка — пожалуй, самый увлекательный вид любительской фотографии, а технические приспособления для нее включают разнообразные устройства, от самых дешевых, не требующих дополнительных финансовых вложений, до дорогих, доступных только самым «упертым» фотолюбителям. Но, независимо от того, какой техникой вы пользуетесь, полезные советы, приведенные ниже, помогут побыстрее освоиться в жанре макрофотографии.
Совет № 1: Ближе — не всегда значит крупнее! Среди начинающих фотолюбителей распространено ошибочное мнение, что «чем ближе к объекту фотокамера, тем крупнее он получится» — давайте разберемся, так ли это? Предположим, продавец предлагает вам на выбор два цифровых фотоаппарата: первый снимает макро с расстояния 2 см на фокусном расстоянии 35 мм, а второй — с расстояния 6 см, но на фокусном расстоянии 210 мм. Казалось бы, макрорежим первого фотоаппарата лучше, поскольку он снимает с расстояния, втрое ближе. Однако это не так! Дело в том, что при зуммировании угол зрения, а соответственно и площадь кадра пропорционально уменьшается, а относительный размер попавшего в него объекта, наоборот, увеличивается, поэтому объектив второго фотоаппарата, по сравнению с первым, приблизит объект в 210/35 = 6 раз ближе. Таким образом, кадр, сфотографированный на второй фотоаппарат с расстояния 6 см, будет выглядеть, как снятый с 1 см. Та же арифметика относится и к объективам пленочных фотоаппаратов.
Совет № 2: Выбирайте фототехнику по потребностям На сегодня существуют семь разновидностей приспособлений для макросъемки, которыми вы можете воспользоваться. Все они, от самого простенького до наилучшего, приведены в таблице, а вам остается лишь выбрать одно из них себе по вкусу и карману. Я со своей стороны посоветовал бы вам не размениваться, достать небольшую часть припрятанной от жены заначки и приобрести все же один из макрообъективов 1:1.
Совет № 3: Фокусируйтесь правильно! Поскольку малая глубина резко изображаемого пространства является основной проблемой макросъемки, то нам предстоит постоянно решать задачу, а на чем, собственно, фокусироваться, раз уж резкости «на всех не хватит»? Во-первых, прежде чем фокусироваться, советую оценить возможность съемки в таком ракурсе, когда сюжетно важные объекты, например крылья стрекозы, расположены на примерно одинаковом расстоянии от передней линзы объектива. Во-вторых, всегда фокусируйтесь вручную, не доверяя автоматике. Спроектированный японским конструктором автофокус, при съемке макро, чаще всего имеет альтернативное мнение, отличное от вашего.
Совет № 4: Пользуйтесь фотовспышкой Маленькая глубина резкости при макросъемке заставляет фотографа снимать на маленькой диафрагме, чтобы проработать мелкие детали. Поступая таким образом, вы будете вынуждены снимать при длинных выдержках, поэтому каждое движение камеры приведет к смазанности снимка. Самый простой способ решения этой проблемы — использование вспышки. Это не только позволит снимать при маленькой диафрагме — быстрый импульс света от вспышки «заморозит» любое движение объекта. Если у вас есть согласованная вспышка с TTL-режимом — считайте что вам повезло. Самая трудная задача — высчитывание правильной экспозиции — выполняется автоматически. Иначе вам придется вводить экспокоррекцию, например до +1 или +1,5 для белых предметов. Не забудьте также снять вспышку с «горячего башмака» и поднести ближе к объективу, для того чтобы равномерно осветить объект.
Совет № 5: Используйте «штатив» для цветов Я всегда рекомендую использовать штатив при съемке, однако на этот раз я посоветую вам штатив не для фотоаппарата, а для цветов! Дело в том, что в условиях даже небольшого ветра, сфокусироваться на раскачивающемся цветке можно, только имея нордический характер и волю к победе. Кроме этого из-за малой глубины резкости даже на самых больших величинах значений диафрагм часто приходится снимать с относительно длинными выдержками, «не переносящими» движение объекта. Поэтому цветок должен быть закреплен неподвижно. Для этой цели подойдет простая бельевая прищепка. Если вы хотите соорудить профессиональный макроштатив, тогда можно прикрепить ее к тонкому деревянному стержню длиной примерно 30 см. Для особо ленивых посоветую более изящное решение — к примеру я часто прикрепляю прищепкой цветок к ручке фоторюкзака или к различным частям велосипеда. Использовать же прищепку для съемки насекомых — негуманно.
Совет № 6: Правильно подберите пленку Макросъемка — именно тот случай, когда не стоит стесняться ярких, насыщенных цветов, поэтому для съемки растений и насекомых рекомендуется использовать цветные пленки высокой насыщенности. Из слайдовых пленок подойдут Fujichrome Velvia 100F, Kodak Ektachrome E 100VS, Agfachrome RSX II 200 и Kodak Ektachrome 400X. Из негативных пленок следует прежде всего упомянуть обычные любительские пленки, которые обладают высокой насыщенностью цвета и большой фотоширотой: Kodak Gold и Fuji Superia, а из профессиональных — Fujicolor Superia Reala 100, Fujicolor NPS 160 и Kodak Supra 200. Рекомендую использовать пленки средней чувствительности, порядка ISO200…400, чтобы укоротить выдержки и не допустить «смазывания» при съемке подвижных объектов, например насекомых. То же самое относится и к чувствительности матрицы цифровой фотокамеры. И не жалейте пленку, снимайте много дублей: из-за очень маленькой глубины резкости, при макросъемке много кадров уходит в брак.
Совет № 7: Не гонитесь за максимальным увеличением. Этот совет пригодится владельцам макрообъективов 1:1. Понятно желание начинающих «макрушников» снимать с максимальным увеличением, чтобы дать возможность зрителю заглянуть какому-нибудь паучку в глаза. В результате на фотографии чаще всего и получаются одни глаза, точнее — один глаз, потому что второй глаз и все остальное вышло нерезким: при максимальном увеличении глубина резкости катастрофически мала, и равна долям миллиметра. Как выйти из этой ситуации? Снимайте на меньших увеличениях, например 1:2. При этом глубина резкости многократно увеличится, что даст возможность хорошо проработать все детали. При печати вам будет нужно всего лишь увеличить кадр вдвое против обычного размера, и откадрировать лишнее. В итоге эффект тот же, что и при съемке макро 1:1, но с лучшей резкостью. И вот ваш зритель видит у паучка не только один глаз, но и второй, третий, четвертый, а если повезет — то все шестнадцать, или сколько их там у паучка...
Совет № 8: Не забывайте о бленде При съемке макро в хорошую солнечную погоду в ряде случаев приходится снимать в контровом освещении, которое может выгодно подчеркнуть прозрачные детали или ворсистость «шкурки» насекомого. Но при съемке против солнца (или в близких к этому условиях), возникает вероятность «поймать зайцев», то есть получить блики. Чтобы этого избежать, советую вам использовать бленду. Некоторые производители включают бленду в комплект с макрообъективом, зная об этой особенности макросъемки. Так что, обнаружив бленду в коробке с объективом, не стоит думать, что вы получили небольшой презент от фирмы — на самом деле это насущная необходимость.
Совет № 9: Предохраняйтесь! При макросъемке я настоятельно рекомендую вам пользоваться защитным светофильтром. Дело в том, что на цветах и крыльях бабочек есть пыльца, а некоторые букашки, например муравьи, могут даже «выстрелить» кислотой в фотоаппарат. Все это — активные химические вещества, способные испортить просветляющее покрытие дорогостоящего объектива. Для защиты оного я советую использовать самый простой и недорогой UV фильтр.
Совет № 10: В пасмурную погоду пейте чай с конфетами Фотография — это светопись. Макрофотография — тоже далеко не насекомопись и не цветопись. Поэтому вы сделаете гигантский творческий шаг от картинок для школьного учебника ботаники в сторону художественной фотографии, если в один прекрасный момент начнете видеть в макро не букашек и цветочки с пестиками и тычинками, а игру света. Свет может создать шедевр из изображения обычного муравья, а может и загубить фото самой прекрасной бабочки. Поэтому я настоятельно рекомендую не снимать макро в пасмурную погоду. Дождитесь солнечного дня, и вы сами увидите, как ваши цветы и букашки заиграют на солнце. Иногда, для подсветки глубоких теней, можно использовать лист белой бумаги, отражающей солнечный свет. А съемка в контровом освещении на закате? Незабываемо!
Совет № 11: Выбирайте время для съемки Большое значение имеет время съемки природы. Во-первых, «макрушник» часто «выходит на охоту» в солнечный полдень, когда пейзажист отдыхает. Хороший яркий свет, макромир во всей своей красе — вот преимущества этого времени суток. Съемка на закате дает другие преимущества — возможность снимать в контровом и в косом свете. Кроме этого, солнце на закате придает приятную теплую тональность снимку. Также следует учесть, что на ночь и перед дождем многие цветы закрываются и «ложатся спать». Насекомые перед дождем стараются спрятаться под листья и становятся малоподвижными. То же самое относится и к низким температурам, поэтому ранним утром можно снять то, что никогда не удастся днем, например, близко подобраться к стрекозе.
Совет № 12: Создайте фоны Снимаем ли мы цветок или букашку — нами движет желание донести до зрителя красоту их внешнего вида. Поэтому нам стоит позаботиться о том, чтобы фон не отвлекал на себя внимание. Для этого я советую не ждать милости от природы, а создавать декорации самому. Сделать это проще простого: поскольку угол макрозрения нашего фотоаппарата очень мал, то в качестве фона подойдет любая одноцветная поверхность. Я обычно использую свою кепку или черный рюкзак. Фоном может служить все: небо, лист лопуха или кусочек картона. Рекомендации по выбору фона таковы: темный фон всегда смотрится исключительно выигрышно, но при этом требует отличного освещения самого объекта. Темный фон работает на контрасте освещенностей и должен оставаться в тени. Светлый фон используется в случаях, когда требуется показать силуэт объекта съемки. Цветной фон не должен быть насыщеннее цветов объекта, и не должен входить с ним в цветовую дисгармонию. Цветной фон работает на контрастах теплых и холодных тонов, к примеру, «выдавливая» предметы более теплых тонов на передний план. Серый фон хорошо подходит для акцента на цвете главного объекта.
Совет № 13: Как снимать росу? Излюбленным занятием «макрушников» является съемка капель воды на листьях растений и конечно же, утренней росы. Однако, застать настоящую росу удается не часто, зато ее можно легко сымитировать, обрызгав растения водой из распылителя. В домашних условиях создать росу можно на любой горизонтальной поверхности, используя маленькую хитрость. Для этого нанесите на нее тонким слоем глицерин и обрызгайте водой из распылителя. Через несколько секунд вода соберется в живописные капли различного размера. Ну и, наконец, при макросъемке росы в подходящем контровом освещении можно воспользоваться дифракционным фильтром Star, создающим изображения «звездочек» и «крестиков» вокруг точечных источников света, которыми и будут являться наши росинки. Наряднее картины не придумать!
Совет № 14: Экспериментируйте! Вот типичный творческий путь начинающего «макрушника»: цветочек, неподвижный паучок в паутинке, мертвая муха, лежащая на подоконнике вверх ногами... Между тем, под нашими ногами таится гораздо больше возможностей для макросъемки. Та же букашка будет гораздо лучше смотреться на цветке, да и цветок выглядит с ней куда интереснее, чем без нее. Или, почему бы вам не сфотографировать настоящий макропейзажик с травой, грибком или мхом? Снимаете паука? Делайте это утром, когда выпадет роса, и паутина будет очень живописной. Всегда интересны макрорепортажи о фактуре, будь это лист растения, кора дерева, песок под нашими ногами, перо попугайчика или крыло бабочки. При этом не забудьте, что при съемке любой фактуры самым важным является направление освещения. А разве не интересна съемка на закате листьев растений в контровом освещении? Макромир гораздо разнообразнее, чем кажется на первый взгляд! Желаю вам удачи!
|