Снимая лучше многих профессионалов, Станислав Блаженков наслаждается своим статусом фотолюбителя и менять его ни в коем случае не собирается. Творческую свободу он ценит выше материальных плодов, которые могло бы принести его увлечение. Славы же ему не занимать: его работы в жанре «ню» на фоторесурсах в Интернете пользуются огромной популярностью у поклонников.
Мелочей в фотографии не бывает – это первое правило, которому меня научил отец. Он был – по нынешней терминологии – продвинутым фотолюбителем. Под его влиянием, подростком, я начал заниматься фотографией: первый фотоаппарат «СМЕНА 8М» мне подарили родители. Отец категорически возражал против использования покупных проявителей и фиксажей, и мы составляли растворы по рецептурному справочнику из химикатов, взвешивая граммы и миллиграммы на аптекарских весах: порядок растворения, температура, фильтрация раствора, – все имело значение.
Второе правило подарил журнал «Советское фото». Оно гласило: не снимайте все, что видите, не печатайте все, что снимаете и не присылайте нам все, что печатаете.
В восьмидесятом я год проработал фотографом в лаборатории одного из московских НИИ. Снимал конференции, портреты для Доски почета, было много технической работы для полиграфии. Тогда я решил, что фотография останется моим увлечением, но не средством зарабатывания денег.
Далее были армия, институт, работа по профессии (инженером-механиком). Снимал от случая к случаю, а потом и вовсе переключился на видео.
В 96-м году приобрел свою первую импортную камеру Canon EOS 50 с объективом EF28-105, опять начал снимать и с удивлением обнаружил, что уже существует целая индустрия минилабов, вытеснившая своим сервисом черно-белую пленку и домашнии лаборатории. В 2005-м перешел на цифру.
Три года назад стал фотографировать в жанре «ню», который оказался на удивление непростым. Впрочем, на мой взгляд, жанровое деление фотографий условно: я, например, отношу свои работы скорее к жанру портрета. Для меня модель – не объект и не средство воплощения идей, а, прежде всего, личность. Поэтому я не люблю снимать в студии, где модель вырвана из контекста окружающего мира, и в большинстве случаев становится способом самовыражения фотографа. Предпочитаю проводить съемки в реальных интерьерах: квартирах, отелях. Конечно, там нет возможности выставить освещение как в студии, но зато нет и искусственной студийной атмосферы, в которой фотографируемая девушка из индивидуальности превращается в скульптуру, некую обезличенную форму. Немногим более двух лет назад впервые выставил свои фото в интернете на Фото.Сайте. Довольно успешно.
К интернету у меня двойственное отношение. С одной стороны, фотография для меня вещь материальная, осязаемая. В первую очередь – это качественный отпечаток на бумаге, причем формата не менее 30 х 40. Воспринимать маленькую превьюшку как фотографию – не могу. С другой – Сеть дает невиданную широту общения, обмена идеями, помогает адекватно оценить свои работы. Кстати, об оценке фотографий. Конечно, существуют элементарные правила композиции, постановки света и т.д. Вряд ли этого достаточно, чтобы признать работу выдающейся. Не менее важен уровень ее эмоционального воздействия на зрителя, – это как вторая оценка в фигурном катании. Лично у меня критерий такой: если чувствую зависть, что не я снял эту фотографию, значит, она меня «зацепила», если нет, то извините.
Для меня фотография – отдых. Я был и останусь любителем. И в этом качестве имею ряд преимуществ по сравнению с профессионалами. У меня нет заказчиков, я никак не завязан на результат: получилось – хорошо, нет – удастся в следующий раз. Главное – анализировать неудачи и делать правильные выводы. Ведь будучи рыболовом-спортсменом, совсем необязательно стремиться стать владельцем рыболовного траулера.
Автор Станислав Блаженков
|