Семейные отношения — штука сложная, каждый член семьи — личность вполне самостоятельная и независимая. Но есть всё же что-то притягательное в старых фотографиях больших семей. Что же? Может быть, то, чем семейная фотография выгодно отличается от просто группового фото. Она «теплее» и… ярче. Ведь портрет семьи — это высший пилотаж портретного жанра. Из каждого отдельного образа, как мозаика, собирается цельный образ, образ группы людей, у которых что.то общее. Что же? Может быть, просто похожие черты: глаза, осанка, овал лица. Но может, эта похожесть скрыта гораздо глубже — в одухотворённости часто не похожих, но родственных друг другу людей? Целый образ общего всегда интереснее цельного образа частного, хотя создание его — дело очень трудоёмкое и требует терпения, такта, постоянного контроля за ходом съёмки. Это чем-то напоминает управление тройкой, но перед Вами может оказаться и 5, и 10 человек. Ваша же задача — сконцентрировать внимание всей семьи на себе, а для этого все средства хороши. Вы можете веселить, если это нужно, можете вдруг заговорить о вещах серьёзных, если веселья более чем достаточно. Главное — внушить то, что вы делаете не просто «щёлк» на память, а Искусство. Чем больше перед Вами участников совместного «проекта», тем сложнее превозмочь индивидуальности для создания целого. Вы дирижёр, суфлёр и зритель в одном лице, Вам доверяют, на Вас надеются. Не стоит долго говорить о вещах очевидных, отметим лишь несколько особенностей съёмки семейного портрета:
— как уже отмечалось, трудоёмкость;
— увеличенный расход материалов, времени подготовки и времени непосредственно съёмки — все эти составляющие в несколько раз выше;
— «лепить» образ семьи нужно кропотливо и тонко (вот когда пригодятся ваши знания психологии и физиогномики!)
Необходимо:
— безошибочно найти лидера;
— вокруг этого «Солнца» создать семейную «солнечную систему», рассаживая и расставляя участников по законам гармонии и композиции. Отмечу, что иногда этому будет мешать пестрота одеяний и противоречие будет в том, что яркое платье неглавной «планеты», по законам гармонии стоящей чуть-чуть в стороне от «Солнца», будет «тянуть» к себе внимание и вносить определённый дисбаланс в цельную картину общности. Методы борьбы с этим явлением просты:
— предупреждать за день-два до съёмки о желательно общей цветовой гамме (идеальны ненасыщенные тона в светлой тональности);
— если уже ничего изменить в одежде невозможно, попробовать перевести полноцветное изображение в «полуцветное» или даже чёрнобелое, «убивая» отвлекающие яркие пятна таким простым способом, как изменение цветовой насыщенности изображения. Правда, эти действия лучше согласовать с заказчиком.
Семейный портрет удался, если Вам (и им) удалось передать индивидуальные особенности членов семьи. Тут уж и настроение, и всё остальное должно быть общим и всемерно дополнять друг друга. Теперь немного о линиях и схемах расположения «актёров», которые обязательно присутствуют в технической составляющей любой студийной съёмки. Линии должны «управлять» взглядом зрителя будущей фотоработы, а расположение оставляющих частей не должно вносить чувство дисбаланса и неуравновешенности. (Ниже приведены несколько условных схем расположения группы снимающихся, взятых из сборника «Работа фотографа в павильоне» Л.Д. Курского.)
И вот, наконец, ваш совместный труд стал реальностью — перед Вами портрет семьи, со всеми её особенностями, индивидуальностью и (конечно же!) общностью.
P.S. Не забывайте: Всемирная История пишется, в том числе, обычными … семейными фотографиями.