Сергей СЕЛЕЗНЁВ, фотограф
Каждый из нас имеет горький опыт общения с, мягко говоря, не совсем профессиональными фотографами. Вспомните свои фотографии «на паспорт», выпускные портреты и т.д. В лучшем случае это грамотно построенное освещение, но вот лицо, глаза...
Смею утверждать: это не просто плохая фотография, это - плохо сделанная работа, которая очень часто наносит «чувствительный удар по самолюбию доверившегося вам человека.
Образный портрет и фото «на паспорт» - совместимые ли это вещи? Подумайте - это просто! Если вы считаете, что да, то, пожалуй, стоит поговорить о поиске образов во время сеанса в фотостудии, будь то художественный портрет или портрет - на документы.
Итак, вы фотограф. От вас зависит многое. Если вдуматься, то, как минимум, - хорошее настроение клиента, а как максимум - его портрет, сделанный «для истории», портрет «на века», по которому вашего заказчика смогут канонизировать до всенародной узнаваемости.
В.Сапелкин. Композитор, моряк, ветеран войны.
Любой сеанс начинается с общения. Общению отводится 8090% времени пребывания у вас в студии иногда совсем не знакомого вам человека. Ваша же задача состоит из двух проблем, которые необходимо решить. Первая - как расположить к себе заказчика. Вторая - за то непродолжительное время предваряющего съёмку общения крайне необходимо внимательно изучить свою «модель». Понятно, что для того, чтобы оценить, что «пойдёт» в данном случае: лучезарная улыбка или светлая грусть, взгляд «в упор» или пафос - нужно во время разговора менять темы от весёлых до не очень (и наоборот) и наблюдать, наблюдать, наблюдать, отбрасывая «в брак» невыигрышные ракурсы и настроения.
Наденька. Этюд в светлой тональности.
Принцип отбора понятен, теперь - к делу. Правильные черты лица модели - ваш козырь, ваша удача и нужно только суметь ею правильно распорядиться. Сейчас «в моде» продолговатый овал лица, но если в этом смысле есть отклонения (назовём их особенностями), то с помощью изменения причёски или эффектного поворота - наклона головы овал всё же может быть достигнут. Теперь о тональности и образности портрета. Известны два подхода, два «ключа» в портретной съёмке: портрет в светлой тональности - «высокий ключ» и портрет в тёмной тональности - «низкий ключ». От себя позволю добавить, что к этим двум разновидностям студийного портрета стоит приплюсовать ещё две: чёрно-белый (тонированный) или же цветной вариант изображения.
Екатерина. Этюд в тёмной тональности.
Очевидно, что лица людей и молоденьких девушек никогда и никто не станет снимать в «низком ключе». Детство и юность - это нечто воздушное, «цветное» по характеру (как редкое исключение -«чёрно-белое»). Очевидно ещё то, что юность более «загадочна», чем детство ( и портреты в «высоком ключе», где только угадываются контуры модели, присущи скорее юности). Дети же фотографируются более конкретно - резко и почти всегда в цвете.
Вы обратили внимание на то, что, как ни странно, «высокий» или «низкий» ключи, цветное или чёрно-белое фото присущи не только определённому возрасту (и полу!) портретируемых, но и их характеру, взглядам на жизнь, самооценке. К этому выводу добавлю, что нет абсолютных истин, и из любого Правила, конечно же, есть Исключения! И эти Исключения связаны, прежде всего, с индивидуальностью того, кто перед вами. (Ведь ошибаться нельзя!) Ваш «отчёт» об индивидуальности этого, конкретного, человека - ваши фотографии, которые он увидит и оценит! Поэтому, собрав информацию, оценив её и приняв решение, вы приступаете непосредственно к Съёмке. При этом самое важное - не забыть о Центральном Образе, который вы хотите создать.
Наденька. Этюд в светлой тональности.
В начале съёмки, для того, чтобы ваш «компаньон»- модель немного привык к импульсам света, придётся пожертвовать некоторым количеством плёнки. (Никогда не снимайте на «пустой» фотоаппарат - это унизительно, и не только для вас).
Главное в сеансе - темп. Это немного напоминает бег с препятствиями, но «бежать» вы должныЕ вместе, как мировые рекордсмены: уверенно, мощно, без тени сомнения в конечном результате.
В конце этого короткого обзора довольно обширной и интересной темы позволю себе посоветовать вам искать в каждой модели что-то своё. А для «усиления» (и «расширения») её индивидуальных черт вполне допустимо добавлять какие-либо штрихи-акценты, предметы-атрибуты, мультиэкспозицию или коллаж. И всё это использовать один раз, тем самым выразив своё уважение человеку, доверившемуся вам.
Да, конечно, тяжело каждый раз выдумывать что-то новое и иногда очень хочется повторить удачно применённый когда-то приём, но остановитесь! Ведь вы Творец, а не мастеровой, и ваша Фотография далека от простого «фото на паспорт».
Женька. Этюд в тёмной тональности.