Комплекс ежедневных занятий для детей в возрасте от 6 до 9 месяцев
В этом возрасте нарастает развитие произвольных движений, и в комплекс включают активные упражнения, подготавливающие ребенка к ползанию, сидению и стоянию.
1. Поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах—упражнение пассивное (рис.31).
Исходное положение; на спине, ногами к краю стола. Малыш обхватывает руками большие пальцы взрослого. Взрослый поднимает прямые руки ребенка и осуществляет круговые движения в плечевых суставах в обоих направлениях: снизу вверх и сверху вниз. 4-6 раз.
Рис. 31. Поднимание прямых рук — упражнение пассивное.
2. Массаж живота (рис. 2, 12).
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. а) Поглаживание. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук производят круговое (по ходу часовой стрелки) поглаживание. 5-6 раз. (Рис. 2). б) Растирание. Производят основанием ладони одной руки. 2-3 раза. (Рис. 12). Нельзя массировать область печени (правое подреберье).
3. Поднимание прямых ног - упражнение пассивное (рис.21).
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. 06хватив голени ребенка так, чтобы большие пальцы рук были на задней поверхности голени, фиксируя остальными пальцами колени, приподнимают прямые ноги ребенка до вертикального положения и опускают их. 4-6 раз.
4. Массаж стоп (рис. 7).
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. а) Поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание — 4-5 раз, затем растирание — 2-Зраза. б) Поглаживание и растирание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами рук производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава — 4-6 раз, затем также растирают — 2-3 раза. в) Вибрация стопы. Похлопывают пальцами подошвенную поверхность стопы. 4-6 раз.
5. Круговые движения ног в тазобедренных суставах — упражнение пассивное (рис. 32).
Исходное положение: на спине, ноги согнуты в коленных суставах и приподняты. Взрослый поддерживает ноги за стопы и.производит круговые движения в тазобедренных суставах поочередно в обе стороны. 4-6 раз.
Рис. 32. Круговые движения ног в тазобедренных суставах — упражнение пассивное.
6. Рефлекторное упражнение — поворот со спины на живот вправо и влево (рис. 15).
Исходное положение: на спине, ноги прямые. При удержании ребенка правой рукой за стопы, а левой — за согнутую в локте правую руку ребенка путем поворота таза стимулируют к повороту со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить стопы ребенка, а правой — его согнутую в локте левую руку. 1-2 раза в каждую сторону.
7. Отведение плеч назад до сведения лопаток — упражнение пассивное (рис. 29).
Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Малыш обхватывает указательные пальцы взрослого, при этом детские руки обращены ладонными поверхностями к его груди. Взрослый отводит руки малыша назад до сведения лопаток. 1-Зраза.
8. Сгибание и разгибание ног — упражнение пассивное (рис. 20).
Исходное положение; на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы на столе. Сгибание и разгибание ног, не отрывая стопы от поверхности стола. 3-5раз.
9. Ползание — упражнение активное, с помощью взрослого (рис.33).
Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Перед ребенком кладут яркую игрушку. Взрослый фиксирует рукой стопы ребенка, ноги которого согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Если ребенок при этом самостоятельно не передвигается вперед, то взрослый, подложив свою левую руку под грудь ребёнка, сам продвигает его вперед. 4-6 раз.
Рис. 33. Ползание — упражнение активное, с помощью взрослого.
Общая продолжительность занятия — 8-10 минут.
Источник: Детский массаж
|