Комплекс ежедневных занятий для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев
В этом возрасте уже устанавливается равновесие тонуса мышц сгибателей и разгибателей верхних конечностей, что дает возможность ввести в комплекс пассивные движения для рук. Ребенку старше 3 месяцев при массаже кроме поглаживания и растирания вводят разминание.БикЮПри ссылке на ранее представленный рисунок дается полное описание приема, так как количество его повторений может меняться.
1. Массаж рук (рис.1).
Исходное положение: на боку, ногами к краю стола. Поглаживание. Левой рукой поднимают вверх руку ребенка, ладонью правой руки производят поглаживание от кисти к плечу 6-8 раз.
2. Скрещивание рук на груди — упражнение пассивное (рис.10, 11).
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание его рук в локтевых суставах, скрещивая их на груди (рис. 10). Вслед за этим разгибают руки ребенка и отводят их в стороны (рис. 11). 4-6 раз.
Рис. 10. Скрещивание рук на груди Рис. 11. Разведение рук в стороны — пассивное упражнение — пассивное упражнение
3. Массаж живота (рис. 2, 12).
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. а) Поглаживание. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук по ходу часовой стрелки производят круговое поглаживание живота. 5-6 раз. (Рис. 2). б) Растирание. Производят основанием ладони одной рук и. 2-3 раза. (Рис. 12). Нельзя массировать область печени (правое подреберье).
4. Массаж ног (рис. 3, 13, 14).
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. а) Поглаживание. Слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу. 6-8 раз. (Рис.3). б) Растирание. Ладонью производят мелкие растирания по наружной стороне голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу. 5-6 раз (Рис.13). Внутреннюю поверхность бедра нельзя массировать. в) Растирание голени. Указательным и большим пальцами обеих рук плотно обхватывают голень ребенка и одновременно производят энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к колену. 4-6 раз. (Рис. 14).
5. Рефлекторное упражнение — поворот со спины на живот вправо и влево (рис, 15).
Исходное положение: на спине, ноги прямые. При удержании ребенка правой рукой за стопы, а левой рукой за согнутую в локте правую руку малыша, путем поворота таза стимулируют поворот со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить его стопы, а правой — согнутую в локте левую руку малыша. 1-2 раза в каждую сторону.
Рис. 12. Массаж живота. Рис.13. Массаж ног. Растирание. Растирание.
Рис. 14. Массаж голени. Рис. 15. Рефлекторное упражнение Растирание. — поворот со спины на живот
6. Массаж спины (рис. 5а, 56; 16, 17).
Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. а) Поглаживание. Производят пальцами рук (рис. 5а) или тыльными поверхностями кистей обеих рук (рис. 56). б) Растирание. Производят средними фалангами кистей рук, сжатых в кулак. 4-6 раз. (Рис. 16). в) Разминание. Производят концами 2-5-го пальцев (указательного, среднего, безымянного, мизинца) обеих рук в виде полукружных движений с умеренным нажимом. 4-6 раз. (Рис. 17).
Рис. 16. Массаж спины. Рис. 17. Массаж спины. Растирание. Разминание полукружное.
7. Рефлекторное упражнение — разгибание позвоночника и ног (рис. 6).
Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Взрослый, подводя одну руку под живот, а другой, удерживая за ноги, поднимает ребенка над столом. При этом происходит разгибание позвоночника и ног, 2-3 раза.
8. Массаж стоп (рис. 7).
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. а) Поглаживание стоп. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами производят поглаживание тыльной поверхности стопы в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава. 4-6 раз. б) Растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят растирающие движения. 2-3 раза. в) Вибрация. Полусогнутыми пальцами руки похлопывают по стопе ребенка. 4-6 раз.
9. Рефлекторное упражнение — отведение и приведение стоп.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Пальцем правой руки проводят с легким нажимом по краю и вокруг стопы ребенка, начиная от большого пальца (отведение) и вокруг всей стопы, затем начиная от мизинца и вокруг всей стопы (приведение). 2-4 раза.
10. Рефлекторное упражнение — потанцовывание (ножной рефлекс) (Рис. 9).
Исходное положение: ребенка поддерживают под мышки и ставят на стол спиной к себе. От прикосновения к плотной поверхности ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. 4-6 раз.
Общая продолжительность занятия — 6-8 минут.
Источник: Детский массаж
|