Комплекс ежедневных занятий с ребёнком для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев
В этом возрасте повышен тонус мышц рук и ног и выявляются некоторые врожденные рефлексы. Поэтому проводят только легкое поглаживание, растирание и некоторые рефлекторные движения, возникающие в ответ на специально производимые раздражения, вызывающие проявления врожденных рефлексов (подошвенный, спинной, ножной и другие).
1. Массаж рук (рис.1).
Исходное положение ребенка: на боку, ногами к краю стола. Поглаживание. Левой рукой поднимают вверх руку ребенка, ладонью правой руки производят поглаживание от кисти к плечу. 6-8 раз.
2. Массаж живота (рис. 2).
Исходное положение: на спине. Поглаживание. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук по ходу часовой стрелки производят круговое поглаживание живота. 5-6 раз.
Рис .1. Массаж рук Рис. 2. Массаж живота. Поглаживание.
3. Массаж ног (рис. 3).
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Поглаживание. Слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра. 4-6 раз. Внутреннюю поверхность бедра не массируют
4. Рефлекторное упражнение — разгибание позвоночника (спинной рефлекс) (Рис. 4).
Исходное положение: на боку, ногами к краю стола. Разгибание вызывают, проводя двумя пальцами по обеим сторонам позвоночника в направлении от ягодиц к плечевому поясу. Выполняют по 2-3 раза в положении на правом боку и на левом.
Рис. 3. Массаж ног. Поглаживание Рис.4. Рефлекторное упражнение — разгибание позвоночника (спинной рефлекс)
5. Массаж спины (рис. 5а, 56).
Применяют ребенку с 2-месячного возраста. Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Поглаживание. Производят поглаживание спины по направлению от ягодиц к шее двумя пальцами рук (рис. 5а) или тыльными пов ерхностями кистей обеих рук (рис. 56). 4-6 раз.
Рис. 5а, 5b. Массаж спины. Поглаживание.
6. Рефлекторное упражнение — поднимание головы (рефлекс положения) (Рис. 6).
Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Ребенка приподнимают над столом на правой ладони, вытянутые ноги его поддерживают левой рукой снизу за стопы и нижние части обеих голеней. При этом происходит рефлекторное отклонение головы назад и разгибание спины. 1-2 раза.
7. Массаж стоп (рис. 7).
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. а) Поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание — 4-5 раз, а затем растирание — 2-Зраза. б) Поглаживание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава. 4-6 раз.
Рис. 6 Рефлекторное упражнение Рис. 7 Массаж стоп – поднимание головы (рефлекс положения)
8. Рефлекторное упражнение — сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс) (Рис. 8).
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Одн ой рукой слегка приподнимают ноги ребенка, захватив их выше голеностопного сустава, и указательным пальцем друг ой руки слегка надавливают у корня пальцев на подошву ребенка, чем вызывают рефлекторное сгибание пальцев; затем проводят пальцем по наружному краю стопы до пятки, вызывая рефлекторное разгибание пальцев ноги. 3-4 раза.
9. Рефлекторное упражнение — потанцовывание (ножной рефлекс) (Рис. 9).
Исходное положение; ребенка поддерживают под мышки и ставят на стол спиной к себе. От прикосновения. к плотной поверхности ноги ребенка рёфлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. 4-6 раз.
Рис. 8. Рефлекторное упражнение — Рис. 9. Рефлекторное упражнение — сгибание и разгибание пальцев стопы потанцовывание (подошвенный рефлекс) (ножной рефлекс)
Общая продолжительность занятия — 5-6 минут.
Источник: Детский массаж
|