Водные роды: "за" или "против"?
Методика водных родов получила довольно широкое распространение в России (о них знает или слышал каждый) и за рубежом. Хотя сегодня, благодаря специальным исследованиям, проведенным в Германии и других странах, метод водных родов был признан неблагоприятным для здоровья матери и младенца, в России он не утратил популярности и продолжает пропагандироваться его идеологами. В нашей стране методика родов в воду распространилась благодаря Игорю Борисовичу Чарковскому, который активно популяризировал эту идею, родившуюся за рубежом. Роды в воду отличаются от традиционных тем, что роженица периодически погружается в ванну или бассейн с теплой водой. Но самое главное, она должна войти в воду на потугах, когда начинает врезываться головка ребенка, чтобы он вышел не в воздушную, а в водную среду. Смысл рождения в воду состоит в возвращении новорожденного в условия приближенные к внутриутробным (пребывание в околоплодной жидкости) и смягчении тем самым перехода в новые условия существования. Благодаря этому у него должен быть снят родовой стресс. Кроме этого считается, что роды в воду облегчают и участь женщины, поскольку вода снимает боли на схватках. В подкрепление правильности этой идеи приводят свидетельства из этнографии. Например, в древнем Египте, таким образом рожали жрецов, а жители островов Океании и Южной Америки рожают в прибрежные воды океана. Практическим воплощением этой идеи в жизнь занимаются “духовные акушеры”, оказывающие роженице моральную поддержку. Подавляющее большинство водных родов происходит дома, что тоже считается большим плюсом.
Таким образом, родители, заботящиеся о здоровье своего ребенка и желающие избавить его от родового стресса, восприняли эту идею и последовали ей. Кроме того, их воодушевляло присутствие при рождении младенца “духовной акушерки”, а не врача акушер-гинеколога, человека от нашей медицины, которая давно утратила доверие пациентов. Прельщает также и возможность остаться дома, в безопасном месте, что всегда предпочтительнее поездки в родильный дом, устроенный по принципу лагерного режима — переступил порог при-емного покоя и, дай Бог, вышел живым через 5 дней, а все свидания с родными только через окно пятого этажа.
Декларируемая идея и перспективы родить здорового малыша очаровывают любого прогрессивного человека и, тем более, молодых родителей, жаждущих оригинальных идей, которые позволят им родить и вырастить умного и здорового ребенка. Но все ли так хорошо в этой идее и её воплощении, как представляется с фасада?
Истоки идеи водного рождения
Истоки современных родов в воду лежат в идеях французского педиатра Лебуае (начало 60-х годов), стремившегося смягчить сенсорный шок новорожденного ребенка. Для этого он сразу же после рождения погру-жал малыша в подогретую воду и только потом выкладывал на живот матери. Лебуае руководствовался идеей возвращения младенца в комфортные условия, приближенные к внутриутробным, которые позво-лят создать благоприятное впечатление о новом мире, в который он вошел.
Эту идею воспринял и развил Мишель Оден, позволивший женщине “рожать так, как она хочет”. В его родильном отделении первое купание малыша, еще находящегося на пуповине, производила сама родильница. Она погружала младенца в ванночку с теплой водой и оба “испытывали счастье”. Кроме этого Мишель Оден позволил женщине во время схваток, если она этого хотела, погружаться в теплую воду для расслабления. Благодаря этому способу расслабляться некоторые женщины не успевали выйти из бассейна и рожали прямо в нем. Однако Оден не ставил своей целью сделать все роды водными, — такие роды были исключением.
Чарковский обратился к водным родам синтезировав идеи Лебуае, Мишеля Одена, Станислава Грофа (гипотеза о формировании перинатальных матриц и значении родовой травмы) и доктора Гуттермана, разработавшего методику обучения плаванью грудных детей. Он решил упростить процедуру коррекции родового стресса и обойтись без купания новорожденного в ванночке с теплой водой. Если роженица вытуживала младенца прямо в воду, то имелась прекрасная возможность тут же искупать его и положить на грудь матери. Кроме этого решались еще две проблемы: методическая и идеологическая. Ребенок, родившийся в воду, освобождался от родового стресса, приобретал интеллектуальный потенциал древнеегипетского жреца и получал преимущества для обучения плаванью, основанному на использовании врожденных рефлексов и физиологических особенностей младенца. Кроме этого мать, родившая ребенка в воду, давала начало аквацивилизации, и ее дитя получало перспективы вернуться в колыбель жизни — мировой океан, что как нельзя лучше соответствует описаниям океанического сознания, сделанным Грофом. Таким образом, ребенок, родившийся в воду, потенциально мог стать человеком-амфибией — представителем аквакультуры, высокодуховной личностью, наделенной сверхспособностями (жрецы Древнего Египта), которая рано или поздно уйдет в воды мирового океана и соединится с океаническим сознанием человечества. В этом заключается конечная цель духовного возрождения через водные роды и аквакультуру.
Снимают ли водные роды родовой стресс
Основным доводом “за” водные роды считается смягчение или даже снятие родового стресса у новорожденного, за счет мягкого перехода в теплую и “привычную водную среду”. Пропагандисты идеи водных родов утверждают, что внутриутробно ребенок находится в невесомости или полуневесомости за счет водной среды. Кроме этого плод окружает почти полная тишина (он слышит только сердцебиение матери и приглушенные внешние звуки), темнота, постоянная температура и привычные запахи. Поэтому после рождения младенец испытывает шок в первую очередь от “гравитационного удара”, который обрушивается на него “при переходе из водной среды в воздушную”, а также от громких звуков, яркого света и незнакомых запахов. Кроме этого пересечение пуповины заставляет младенца резко вдохнуть и обжечь легкие кислородом. Чтобы понять весомость этих аргументов, следует разобраться точнее в каждом из них.
Свет и температура
Внутриутробный младенец после рождения действительно попадает из темноты (правда, не абсолютной) в яркий свет, а из условий постоянной температуры 36,6 градусов в холод (даже если в помещении +25). К этим выводам можно прийти благодаря простому логическому рассуждению, и они действительно подтверждены исследованиями.
Звуки и запахи
Однако нельзя согласиться с утверждением, что плод из тишины попадает в мир громких звуков и сильных запахов, которые вызывают у него шок. Фоновой шум в матке составляет 80—95 Дб, к нему добавляются приглушенные внешние шумы уровень громкости которых составляет от 10 до 30 Дб. Такие акустические условия можно сравнить с пребыванием в цехе, где работает 10 отбойных молотков. Поэтому родившийся младенец попадает не в грохочущий мир, а в мир оглушающей тишины, где проносятся лишь обрывки звуков. Эти выводы сделаны благодаря многочисленным исследованиям, направленным на изучение звукового восприятия плода.
Обоняние плода тоже имеет свои особенности. Внутриутробного младенца окружает мир постоянных, сплошных запахов, за счет околоплодной жидкости, постоянно присутствующей в его носоглотке. После рождения ребенок попадает в условия новых запахов, которые не ощущаются как сплошной, а распадаются на обрывочные. Хотя обоняние новорожденного в несколько раз острее, чем у взрослого человека, травматизм внешних запахов может заключаться только в их новизне, а не в силе.
Воздействие гравитационного поля Земли
Самым главным аргументом в пользу водных родов является утверждение, что плод из невесомости попадает в мир, где действует сила тяжести и получает сильнейший “гравитационный удар”. Николай Ерошенко, руководитель одного из клубов водной культуры, в статье о водных родах пишет: “Травматизация при встрече с гравитацией уменьшается при водных родах. В этом случае ребенок может ощутить эффект невесомости, действие же гравитации снижено настолько, что на развитие мозга высвобождается в 4 раза больше энергии”. Чтобы разобраться в справедливости этого смелого заявления обратимся к курсу физики и подробнее рассмотрим с этой точки зрения условия внутриматочного существования.
Каждому телу, обладающему массой, присуще гравитационное поле или поле силы тяжести. Действие силы тяжести Земли распространяется на все объекты, которые находятся в ее гравитационном поле. Свиде-тельством этого действия является симметрия, свойственная биоло-гическим объектам. Именно под воздействием силы тяжести уже на 4 неделе жизни у эмбриона появляется билатеральная (двухсторонняя) симметрия. Растения, которые выращивали в космосе в условиях невесомости, не могли нормально развиваться, потому что теряли пространственную ориентацию и их корни росли в разные стороны. Попытка вырастить в невесомости эмбрион лягушки привела к его гибели, а это означает что для развития биологических существ воздействие тяготения необходимо. Таким образом, утверждение, что на эмбрион и плод, окруженной амниотической жидкостью, не действует гравитация, несправедливо. Находиться на поверхности Земли и не испытывать воздействия силы ее тяжести невозможно, причем это воздействие не зависит от того в воздушной или водной среде вы находитесь.
Однако, любое тело, погруженное в жидкость, помимо силы тяжести испытывает действие архимедовой силы, или выталкивающей силы воды, которая компенсирует действие силы тяжести и облегчает вес ребенка. Такая ситуация возможна примерно до 28 недели беременности, когда вес плода и околоплодных вод почти сопоставимы. Начиная с того момента, когда объем младенца и амниотических вод становятся равными, воздействие архимедовой силы прекращается. Это происходит примерно на 27 неделе беременности. (Уже в 28 недель вес плода составляет около 1000 г, а вес амниотических вод — около 700 г., а после 30 недель вес плода составляет уже около 1400 г при том же объеме околоплодной жидкости.) Внутриутробная ситуация осложняется еще и тем, что после 32 недель беременности значительно выросший плод довольно плотно облекается тканями матки и начинает испы-тывать ее давление. Околоплодные воды, в данном случае, обеспечивают равномерное распределение давления матки и предохраняют органы и ткани младенца от деформации. Таким образом, помимо привычного давления и воздействия силы тяжести, с этого срока беременности ребенок начинает испытывать давление стенок матки. Значит и с учетом архимедовой силы на последних месяцах беремен-ности плод испытывать облегчения веса, или “невесомости”, не может.
Во время родов для рождающегося младенца ситуация еще более усугубляется: в процессе родовых схваток и прохождения по родовым путям младенец испытывает колоссальное давление, которое заставляет кости его черепа надвинутся друг на друга. Поэтому после появления на свет он испытывает чувство облегчения независимо от того, родится ли он в воздушную или водную среду.
Таким образом утверждение, что внутриутробный плод находится в состоянии невесомости и не испытывает воздействия силы тяжести, неверно. Неверно также и мнение, что водные роды смягчают “грави-тационный удар”. Поэтому вообще не стоит говорить о внутриматочной невесомости и искать плюсы водных родов в смягчении гравитаци-онного воздействия на рождающегося младенца. Это воздействие не только не пагубно, но даже необходимо для его правильного развития.
Первый вдох
Внутриутробно легкие плода заполняют околоплодные воды, которые в процессе прохождения по родовым путям просто выжимаются. После рождения деформированное тело новорожденного начинает расправ-ляться и в опустошенные легкие всасывается атмосферный воздух (или вода). И рефлекс задержки дыхания новорожденного не всегда может противостоять физическому эффекту “вакуумной бомбы”, благодаря которому и происходит первый вдох. Поэтому в результате водных родов бывают случаи нагнетания в легкие ребенка воды, а в результате — воспаление легких. Но речь даже не об этом. Первый вдох никак не связан с несвоевременным пересечением пуповины, а только с фактом рождения и перепадом давлений.
Водные роды в древности и ритуальное значение воды
Очень часто идеологи, выступающие за водное рождение, ссылаются на водные роды в древности. Как правило, в пример приводится древний Египет. Приведем цитату из уже упоминавшейся статьи Николая Ерошенко: “Древние египтяне начали с погружения под воду женщин, у которых предвидели тяжелые роды, и уже они отметили, что дети рожденные под водой, имели более благоприятное физическое и психическое развитие, чем обычные дети. Именно с этого времени привилегию водного рождения стали оставлять за жрецами, прорицателями и фараонами.” Это мнение и верно и неверно. Неверно оно, во-первых, потому, что никому доподлинно неизвестно с чего начали древние египтяне. А во-вторых, потому что в высказанной позиции не учтено культовое значение воды и мировоззренческая позиция людей тех далеких исторических времен. Давайте рассмотрим представления древних о воде и водном рождении, которое определялось их мифологическим отношением к жизни.
В древней мифологии вода является двояким символом, стихией смерти-возрождения. С одной стороны считалось, что текущая вода (вода в движении: дождь, река, ручей, любой поток) обладает очисти-тельной и оплодотворяющей силой. Поэтому русалка-берегиня, живущая в реке или ручье, является силой обеспечивающей урожай. Представ-ление об оплодотворяющей силе воды отразилось также во множестве древних обрядов, к которым, например, можно отнести валяние в росе бесплодных женщин, стремящихся забеременеть. Не меньшее количество обрядов отражает представление об очистительной силе воды, напри-мер, “в Славонии, до восхода солнца девушки шли умываться к источнику или колодцу, чтобы лицо было красивым и чистым”. К очистительным обрядам относится и христианский обряд крещения в струящихся водах реки.
С другой стороны стоячая вода — это стихия смерти. Море является царством богини смерти Моры (Морены, Маринки), куда отправляются души умерших. Это было отражено в древней погребальной обрядо-вости, согласно которой покойника укладывали на плот и сжигали на реке. Считалось, что по реке его душа скорее достигнет моря — царства смерти. В Индии этот обряд погребения сохранился до сих пор.
Таким образом, культовое значение воды отражает представление о связи смерти и рождения: богиня, живущая в реке, дает новую жизнь и урожай, а богиня, живущая в море, забирает души умерших. Эти представления полностью переносятся на процесс внутриутробного развития и рождения человека. Внутриутробное дитя, развивающееся в амниотической жидкости, — это потустороннее существо, предок, умер-ший человек, чуждый живым. Для того, чтобы он приобщился к земной жизни он должен быть омыт текущей водой и пройти огненное рождение. Излитие плодных вод вместе с рождающимся ребенком, в представлении древних, это естественный механизм приобщения души умершего к земной жизни, а появление ребенка из темноты под лучи дневного света — его огненное рождение. Таким образом, обычное рождение в воздушную среду как нельзя лучше позволяет душе умершего приобщиться к земной жизни.
Итак, внутриутробный ребенок считался потусторонним существом, душой умершего, которая обладала сверхъестественными возможнос-тями. Эти возможности были очень полезны для жреца или предсказателя, который постоянно имеет дело с потусторонними сила-ми. Чтобы сохранить у рождающегося ребенка сверхъестественные качества, свойственные потустороннему существу, ему необходимо было остаться нерожденным, жителем царства смерти. Для этого будущего медиума рожали в особых условиях. Подготовленную женщину, когда у нее начинались родовые схватки, спускали в подземелье, освещенное лишь светом факелов. Там она дожидалась потуг, чтобы погрузиться в небольшой бассейн (стоячая вода — символ смерти), в котором и проис-ходило рождение будущего жреца или медиума. Цель древнего обряда состояла в сохранении у новорожденного младенца статуса потусто-роннего существа — живого умершего, который никогда не мог стать равным живому человеку.
Этим обряд не ограничивался. Мать и дитя оставались в подземелье еще 40 дней и только по их истечении постепенно, с предосторожностями и различными ритуалами выходили на свет. Затем новорожденного воспитывали особым образом, что позволяло развить и сохранить в нем сверхъестественные способности.
Современные водные роды в свете этих мифологических представлений предстают далеко не в выгодном свете. Кроме сохранения за ребенком статуса покойника они ничего ему не дают, поскольку после водного рождения полностью отсутствует воспитание, необходимое для сохранения и развития сверхчувствительности. Но если родители хотели получить не медиума, а нормального ребенка, то зачем они сохраняли за ним статус покойника?
Интересно, что в русской деревне тоже были родильные обряды с участием воды. Если женщина никак не могла разродиться, для нее выдалбливали из цельного куска дерева “домовину” (гроб), в которую наливали воду и предлагали роженице сесть в нее. Это считалось очень эффективным, но крайним средством, когда хотели сказать, что этого ребенка живым не считают. Таким образом пытались обмануть смерть, уверить ее, что ребенок не нужен родителям, тогда она примет жертву и поможет дитяте родиться. Однако у ребенка, рожденного таким способом, была незавидная судьба, — у него не было перспектив создать семью, ведь кто захочет жить с покойником. Единственное, что ему оставалось, это отдаться служению Богу.
В завершение хочется сказать, что ссылки на водные роды на островах Океании и в племенах Южной Америки имеют свою мифологическую основу, в которой следует хорошенько разобраться с помощью специалистов этнографов. Поэтому прежде чем опираться на этот факт, как на аргумент в пользу водных родов, для начала необходимо разобраться в мифологических основах этого обряда.
Выводы
Итак, практически все доводы, приводимые “за” водные роды, легко опровергнуть и это говорит о том, что среди идеологов этого направления очень мало сведущих людей.
Может быть, в этой методике родовспоможения и есть какие-то плюсы, но пока они не обнаружены. Возможно, когда-нибудь это удастся сделать, проведя хорошо продуманные исследования. Но пока сами пропагандисты водных родов не понимают, что именно так прельщает их в этой идее: перспектива соединения с океаническим разумом, смягчение “гравитационного удара”, перс-пектива родить жреца (которого невозможно таковым воспитать) или возможность снять родовой стресс?
На сегодняшний день центры, которые проводят водные роды силами безграмотных энтузиастов, не определившихся в своих чаяниях, не ведут статистики и просто скрывают все случаи неблагоприятного исхода родов. Но, несмотря на множество неудач и осложнений, они не жаждут учиться и даже говорят, что знания им мешают. Это очень опасная тенденция, которая так никогда и не позволит “водникам” понять, есть ли плюсы у водных родов и в чем они заключаются.
Психолог-перинатолог Ж.В. Цареградская
Источник: Рожана - Центр перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания
|